Я периодически сталкиваюсь с ситуациями, когда люди не получают психиатрической помощи вообще или получают её слишком поздно, потому что масса существующих в обществе мифов и страшилок удерживает от своевременного обращения к врачу, в частности, одним из самых распространённых является страх быть "засунутым в психушку". Хочу внести ясность в этот вопрос.
Показания к недобровольной госпитализации
Я хочу подчеркнуть, то, что относится сейчас вообще ко всем областям медицины: все рекомендации докторов носят исключительно рекомендательный характер. Никто вас не обязывает эти рекомендации выполять. Но если вы их не выполнили, или выполнили кривокосо через одно, то и с доктора взятки гладки.
Сейчас все манипуляции и процедуры, тем более - госпитализации, проводятся исключительно с согласия пациента.На все абсолютно действия требуется ваше информированное согласие.
Психиатрии всё это тоже касается.
Но в силу специфичности своей психиатрия имеет право на исключение.
В психиатрии есть три ситуации, когда больного можно госпитализировать без его согласия.
1. Опасность для себя и окружающих.
Сюда входят случаи агрессии в адрес окружающих, сопровождающиеся угрозами убийства, или попытки нападения.
Сюда же относятся суицидальные попытки и выраженные суицидальные намерения.
Кстати, суицидальная попытка - это однозначное показание для осмотра психиатром. Если она не удалась и суицидник выжил, психиатра пригонят к нему как только он начнёт что-то соображать. Совершенно не обязательно, что суицидника потом выпишут из соматического стационара сразу в психиатрический - это зависит от того, что диагносцирует психиатр. Но некоторая доля самоубивцев отправляется таки на продолжение лечение по психиатрическому профилю.
Если же вдруг так получилось, что истерящего суицидника сняла с подоконника или выковыряла из запертой ванной психиатрическая бригада ещё до того, как он успел себе изрядно навредить - он практически стопроцентно отправляется в соответствующий стационар.
2. Беспомощность больного.
Категория преимущественно для очень пожилых людей или дементных больных.
Это те оставшиеся без попечения родственников бабушки и дедушки, которые начинают путать утро с вечером, дверь с окном, забывают выключить воду в ванной, газ на кухне, теряют представления о себе, о времени, о пространстве.
Гораздо реже, но иногда так же оказываются в подобной ситуации тяжёлые олигофрены, у которых умерли опеуны или престарелые родители, прежде за ними присматривавшие. Эти люди не умеют читать, готовить, ходить в магазин, считать. Без посторонней помощи они действительно полностью нежизнеспособны.
Обычно их помещение в клинику заканчивается передачей дела в соцобес и помещением такого товарища в соц-интернат, если у него действительно нет ни родственников, ни опекунов.
3. Риск ухудшения состояния.
Это обычно более расплывчатая категория и она относится в первую очередь к больным, которые давно и плотно наблюдаются с чем-нибудь хроническим, а не к первичным больным.
Это, например, когда звонит родня больного и говорит: что-то он у нас буянит и не слушается и лекарства пить отказывается. Ну, вот тогда, быть может его отправят полежать в стационаре.
И это всё. В любом другом случае - только с вашего согласия.UPD: Немаловажная добавка
"возраст согласия"Это другой возраст согласия.
Это возрасто согласия на лечение и всё ту же госпитализацию.
14 лет - возраст начиная с которого мы должны уламывать подростков согласиться на госпитализацию добровольно. Представьте себе подростка, которого затащили на приём на толстой верёвке из угроз и родительского авторитета, который совершенно не считает себя "психом", но уверен, что в клинике его непременно "психом" сделают, и у которого проблем на самом деле нет. У него есть юношеский максимализм. Проблемы - у окружающих. Но раз у окружающих проблемы, то вот они пусть и пьют таблетки и ложатся в больницы... Ситуация типична и из-за неё доктора очень часто замалчивают тот факт, что вообще-то и на лечение и на стационирование подростку требуется лично согласиться.
С другой стороны, с тех же 14ти лет при наличии показаний на недобровольную госпитализацию психиатрическая служба может госпитализировать его без его согласия и согласия родителей.
До 14-ти - согласие на госпитализацию дают родители. И если они не согласятся, то даже при наличии показаний ребёнка не будут вырывать из их объятий и отправлять в стационар. Даже если по уму надо бы.
Очень хочется обратить внимание тех товарищей(особенно несовершеннолетних), кто прочтёт и не дай бог окажется в ситуации, где эти знания окажутся полезными на одну важную вещь.
Никто не будет особо стараться отправить вас в психиатрический стационар без весомых оснований. Тенденция современной психиатрии - всех держать на амбулаторном обеспечении настолько, насколько возможно. Диспансер, часто направляющий больных в стационар - фигово, типа, работает. Соответственно, если вас уговаривают куда-то лечь, это не спроста. Это значит, что состояние ваше доктора напрягает. Лучше в такой ситуации согласиться. Если доктор вдруг ошибся и всё с вами нормально, стационар вас у себя держать не станет.
То же самое касается терапии.
Если вы уверены, что вы "не псих", а доктор всё равно настаивает на приёме таблеточек, отпираться не стоит. Стоит выяснить - а что это с вами по мнению доктора, что за таблеточки, от чего помогают, когда и в каком месте ожидать от них эффекта и так далее. Если вы не будете на всех углах жаловаться на гадких родственников, оттащивших вас к психиатру, и делиться впечатлениями от визита с друзьями, никто о вашей консультации не узнает. А таблеточки - как знать, может и правда что-то улучшат в жизни.
Возможно также, что психиатр клиентов после осмотра из кабинета выставит с напутствием маме оставить в покое нормального ребёнка, а самой записаться в седьмой кабинет к психотерапевту. Такое тоже бывает.
Дано: бабушка в возрасте за 80лет. Живет в одной квартире с семьей моих знакомых- папа/мама/три маленькие дочки.
У бабушки явные признаки старческой психопатии: агрессивное поведение, разговоры сами с собой. мелкие бытовые чудачества. Может высунувшись в оконо орать что её убивают, может вытащить хорошие вещи на свалку и наоборот распихивает по углам мусор , чтобы не выкинули. Однажды её приглючилось, что на дом навели порчу и она обходя его со свечой подожгла линолеум - хорошо все дома были. Иногда её поведение может становиться откровенно агрессивным, тогда сил у неё держите семеро. Один раз задокументированный милицией факт - кидалась на эятя с ножом. Другой раз так рвалась в комнату к детям, что расцарапала младенцу на руках у отца голову...
Хотя ради справедливости скажу, что бывают моменты просветления.
На осмотр идти отказывается, её даже не смогла забрать скорая по сердечному состоянию - все враги и меня хотят отравить. По этой причине невозможно давать какие-то лекарства.
Последнее время становится все более агрессивной временами.
Милиция приехавшая на тот случай с ножом сказала , что пока не порежет - ничего сделать не можем.
Психиатрическая помощь не может забрать на принудительное лечение по закону, требуется освидетельствование, которое бабка проходить не хочет.
Каким образом можно законно осуществить принудительную госпитализацию в психо-неврологический стационар? Желательно не дожидаясь очередного агрессивного состояния.
Кто-то из родственников может дойти до местного психоневрологического диспансера и выяснить, как пригласить психиатра на дом. Обычно это возможно, хотя иногда требуется визит на дом оплатить. Оплата вполне законна, в большинстве мест вызов психиатра на дом просто входит в сферу хозрассчётных услуг. Если в регистратуре говорят, что вызов на дом не практикуется, то надо попроситься на приём - проконсультироваться относительно родственника, и там обсудить возможность визита на дому с врачом. Что нельзя сделать официально, то часто можно сделать пообщавшись.
Если соседи с бабушкой в родстве не состоят, всё сложнее. Соседям нужно обязательно документировать все выходящие за рамки деяния бабули. Буянит - звать участкового; стукнула, поцарапала кого-то - документировать и писать тому же участковому. Это - доказательная база, подавая заявление обязательно надо оставлять себе заверенную хотя бы росписью получателя копию.
Если бегает с ножом - вызывать сразу и участкового и псих-бригаду и требовать забрать. Потому что - угроза жизни окружающих - это показание к госпитализации. Вне обострения - именно госпитализировать очень сложно.
Таких пожилых людей со старческими нарушениями психиатрическая служба госпитализирует с крайней неохотой. Они канительны в уходе, с ними не любят возиться, вылечить их патологию невозможно.
В большинстве развитых стран существуют учреждения, типа домов престарелых, специализированных на клиентуру с сенильной патологией, где такими товарищами занимаются. У нас их либо нет, либо пристроить туда пожилого человека очень сложно. В структуре соцобеса есть интернаты, но при живой родне туда попасть тоже трудно.
Не самый удобный, но всё-таки достаточно эффективный в большинстве случаев компромиссный вариант - всё-таки организовать свидание старушки с психиатром. При адекватно назначенной терапии часть проблем становится менее выраженными. Часть никуда не денется, потому что раз начавшись сенильные психотические вещи прогрессируют. Есть препараты, которые тормозят, но не останавливают этот поцесс. Изменения всё равно будут нарастать. Морально надо быть готовым к тому, что однажды этой бабушке потребуется постоянный надзор, а потом возможно и сестринский уход.
Причём они даже не всегда действительно хотят умереть.
Их суицид может быть следствием бреда. Им не хочется, но господь сказал/инопланетяне заставили/психотронное воздействие вынудило - и им пришлось.
Когда это несомненный демонстративный суицид или манипулятивный - не факт, что такого положат.
Что, наверное, правильно. Если нельзя обеспечить нормальную жизнь, неплохо бы помочь самоубиться.
У голландцев эвтаназия узаконена, но помнится, по критериям человек должен быть в здравом уме. Что исключает по-моему применение её в случае "неизлечимой депрессии".
И всё равно - психоз и депрессия разные вещи. При депрессии хоть, человек действительно умереть хочет.
И то потом бывает сам удивляется, с чего это.
znanie.podelise.ru/docs/87754/index-297.html?pa...
Сторонники эвтаназии пытаются расширить юридические границы допустимого. В июне 1994 г. Верховный суд Голландии рассматривал дело психиатра Баудвейна Шабо, который помог уйти из жизни 50-летней женщине, которая не была неизлечимо больна и не страдала от физической боли, она просто находилась в состоянии депрессии. Тем не менее, суд впервые оправдал то, что прежде считалось преступлением: помощь врача в добровольном уходе из жизни физически здорового пациента. Психиатр, оказавший помощь при самоубийстве, так как удовлетворил просьбу пациентки, страдавшей психическим заболеванием, был осужден без назначения наказания. Верховный суд Нидерландов подтвердил это решение и постановил, что в тех случаях, когда страдания пациента вызваны психическими причинами, суд при выяснении наличия чрезвычайных обстоятельств крайней необходимости должен проявлять исключительно большую осмотрительность. Вынесенное Дисциплинарной комиссией врачебного надзора в апреле 1995 г. по этому же делу решение совпадало в содержательной части с постановлением Верховного суда. Психиатру за совершенные им действия было вынесено порицание.
Доктор Херберт Хендин, директор медицинской части Американского фонда по предотвращению самоубийств, изучал эвтаназию в Голландии. Он отмечает: "То, к чему прибегали лишь в исключительных случаях, превратилось в рутинный подход к неизлечимым заболеваниям. В Голландии перешли от эвтаназии для неизлечимо больных к эвтаназии для хронических больных, от эвтаназии при физических заболеваниях - к эвтаназии при психических расстройствах и от добровольной эвтаназии к вынужденной"
То есть все сложно, вроде как порицают, но иногда разрешают, и тенденция в сторону разрешения.
Пробовали вызывать психиатра на дом, но бабушка хитрая - он уходит из дома в это время или не идет на контакт с врачом (запирается в своей комнате).
Бегала с ножом - вызвали участкового, участковый пришел, бабушка тут же собралась из за дверь юрк... участковый сказал что принудительно может загнать её только если будут "сняты телесные повреждения". То бишь 100% доказательство опасного поведения.
Да тут понятно что возраст за 80 и не хотят канителиться, да ещё вне обострения.. вообщем обошли мы все пороги, со всеми проконсультировались.
Либо в обход "закона" но это громадные деньги, зато без звука пакуем, увозим и назад не возвращаем.
Либо по закону но требуется доказательная база: снятые побои или травмы, заявления в милицию об общественной опасности, признание недееспособной и добровольная психиатрическая экспертиза. И тут начинаются затыки и препоны.
Сформулирую вопрос очень узко, как можно провести консультацию психиатра бабушке, чтобы бабушка не догадалась что это психиатр. Если ещё учесть что бабушка сама в прошлом опытный врач-окулист. На законных разумеется основаниях и с возможной последующим признанием недееспособной? Возможно ли это в принципе.
Возможно ли заснять, зафиксировать бабушкины чудачества на видеоноситель и предоставить психиатру для назначения психиатрической консультации в принудительном порядке?
То есть он не огрёб по полной программе только потому что это Голландский суд, видимо.
В критериях допущения до эвтаназии значатся только "невыносимые физические страдания". Невыносимые психические не входят. И в случае "неизлечимой депрессии" вопрос о страданиях и целостности ума и памяти - очень скользкий.
Как и многое другое, такие вещи решаются индивидуальным порядком - в контакте с врачом. Можно доктора предупредить, чтобы он не представлялся с порога врачом. Тоже не очень законно, но в случаях с пресенильными больными психиатры иногда входят в положение. Можно, бабушку выманить из комнаты перед визитом врача и перекрыть ей "пути к отступлению" каким-нибудь способом. У нас периодически случаются такие истории, иногда с третьего раза - но доктора ухитряются провести осмотр.
Недееспособность бабушки оформляется судом, а не психиатрами. Для оформления её всё равно потребуется хоть какая-то медицинская документация, так что без психиатрического осмотра вам в этом случае не обойтись. Суд будет изымать у диспансера карту бабушки обязательно. Всякие бумажки, копии жалоб участковым и прочие документальные свидетельства её неадеквата тоже понадобятся.
Видео - да, пригодится. Можно доктору показать до выездной консультации, чтобы он знал, с чем дело будет иметь. И вообще с доктором надо обязательно поговорить до осмотра и рассказать всё, что бабушка городит.
Видео может быть приобщено к дело при решении вопроса о недееспособности в суде.
Поговорю сегодня с человеком, что хоть какие-то просветы в тупике есть, а то неизестно кто кого там первый доведет до плохого.
Лукреция, ого, круто!
Это очень гиморойное дело, но удаётся с периодичностью его провернуть. Всё зависит от упорства. Известен случай, когда в ситуации с аналогичной бабушкой родня поснимала все двери с петель перед приходом доктора в доме и заперла входную. Бабка почувствовала засаду и пыталась удрать в окно. К приходу врача на ней как раз висели, не пуская. Но зато доктор лицезрел картину во всей красе и размахе.
Но, правда, этот доктор в свое время отличался тем, что на пищеблоке скорлупу от яиц, потраченных на омлет, считал, то бишь весьма, м-м, скрупулезен и настойчив...